Централизованный экзамен 2024

Министерство образования Республики Беларусь информирует

Согласно постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14.08.2023 № 263 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме:

 

по учебным предметам «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение» (по выбору учащегося) в основные сроки – 27 мая 2024 г., резервные дни – 21 июня, иные сроки – 19 августа 2024 г.);

 

по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося) в основные сроки – 30 мая 2024 г., резервные дни – 23 июня), иные сроки – 21 августа.

 

С 10 мая 2024 года по 31 мая 2024 в Министерстве образования организована работа «горячей линии» по вопросам организации итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, организации и проведения централизованного экзамена в 2024 году. 

 

Телефон «горячей линии»: 8 (017) 222 43 12
(с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00, понедельник – пятница).

Расписание ЦЭ

График ЦЭ (централизованного экзамена) в 2024г.
развернуть
  1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету(физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 27 мая 2024 г. (понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.
  1. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку(на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

♦ Допускаются к прохождению ЦЭ все выпускники школ, имеющие положительные годовые отметки по учебным предметам.

♦ В тесты ЦЭ включены задания базового уровня сложности школьной программы.

♦ Пороговых отметок на ЦЭ не предусмотрено, однако для подачи сертификатов в приемную комиссию такое понятие сохраняется, цифры будут соответствовать прошлогодним, как для ЦТ. Изменений не планируется.

♦ Все учащиеся каждой школы будут писать ЦЭ в одном пункте.

♦ Всего предусмотрено более 90 пунктов (вузов и колледжей) ЦЭ.

♦ Сертификаты ЦЭ будут действительны до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведён ЦЭ.

Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала. 

 Каждый участник ЦЭ должен иметь при себе:

  •  документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  •  пропуск;
  •  гелевую или капиллярную ручку с чернилами черного цвета.

В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ его могут пропустить в аудиторию, если его ФИО найдут в списках учащихся, зарегистрированных для участия в ЦЭ.При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ.

Важно! Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются. Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, будет считаться момент, когда последнему учащемуся будет выдан экземпляр его варианта экзаменационной работы.

В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия:

  •  инструктаж участников ЦЭ,
  •  заполнение ими регистрационных полей и т.д.

Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.

Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине, в том числе из-за плохого самочувствия или в туалет, но(!) только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории.

При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. 

Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:

  •  проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
  •  фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
  •  меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
  •  вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
  •  иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
  •  выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
  •  фотографировать экзаменационные материалы;
  •  разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
  •  произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории. 

Важно! Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, удаляются из аудитории. В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года.

По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию.

В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ, участник тестирования освобождается от участия в нем. Бланк ответов погашается путем перечеркивания, информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.

Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в основные дни, будет иметь возможность пройти ЦЭ в резервный день или иной срок.

Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  •  Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  •  Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

 Когда нужно зарегистрироваться на ЦЭ?

  •  В основные сроки

Регистрацию участников ЦЭ осуществляет пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями школ в период с 1 по 20 апреля.

  • В резервные дни и иные сроки
  • Не позднее 3-х календарных дней до проведения ЦЭ
свернуть

П­сихолого-педагогичес­кое сопровождение вы­пускников

Упражнения и приемы для преодоления эмоциональных и физических нагрузок Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками.
развернуть

 Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) – Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.
  • возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.
  • неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.
  • дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
  • постоянного накопления эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например, все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает:

  • ослабить эмоциональное напряжение;
  • сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ  – Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и упражнения, направленные на тренировку

  • оптимального планирования времени;
  • внимания;
  • памяти;
  • эмоциональной устойчивости.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом.

Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  • относитесь спокойно к большим «слонам»;
  • воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.

Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.

Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская.

При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.

Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.

Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?

Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).

Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий.

Инструкция:

  • Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.
  • Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств.

Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

  1. Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
  2. Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?
  3. Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п.

Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности».

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.

Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку.

Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти.

Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.

Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб.

Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи».

Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» –Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

  • Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.
  • Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.
  • Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.
свернуть

ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию и проведение выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования
развернуть
свернуть

Итоговая аттестация по завершению обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

Готовимся к экзаменам

Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
развернуть

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа); «Русский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа); «Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«История Беларуси» – по билетам в устной форме.

    Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме объявляются через средства массовой информации. Тексты и задания будут объявляться по телевидению и радио, размещаться на сайте Министерства образования edu.gov.by.
Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится по билетам, утвержденным приказом Министра образования Республики Беларусь. Указанные билеты размещены на национальном образовательном портале (Педагогам/Экзамены) и на сайте Министерства образования (Уровни образования / Главное управление общего среднего, дошкольного и специального образования / Управление общего среднего образования / Информация).

Обращаем внимание, что второй вопрос билета предусматривает выполнение практического задания, направленного на проверку умения учащихся работать с разными источниками исторической информации: фрагментом исторического документа, исторической картой, схемой, таблицей, диаграммой, графиком, фрагментом статьи, иллюстрацией, иными источниками.
  В этом учебном году выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться с использованием единых практических заданий для всех учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования. Практические задания для проведения выпускного экзамена будут размещены на национальном образовательном портале (Педагогам /Экзамены/ Практические задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси). С февраля на национальном образовательном портале открывается рубрика «Практические задания для выпускного экзамена», в которой будут размещаться задания, разработанные учителями истории учреждений общего среднего образования. Данные задания рекомендуется использовать для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси», а также при проведении учебных занятий. Из заданий, размещенных в рубрике «Практические задания для выпускного экзамена», будут сформированы единые практические задания для проведения выпускного экзамена.

свернуть