Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома
Государственное учреждение образования
Дата |
Месца правядзення |
Час |
Прадмет |
Настаўнік |
22.05 |
кабінет працоўнага навучання |
11.00-11.45 |
працоўнае навучанне |
Есіпёнак А.В. |
22.05 |
кабінет працоўнага навучання |
12.00-12.45 |
працоўнае навучанне |
Есіпёнак А.В. |
свернуть
11 клас
Дата |
Пачатак экзамена |
Прадмет |
Форма правядзення экзамена |
Кабінет |
23 мая |
10.00 |
Працоўнае навучанне |
у вуснай форме |
Кабінет працоўнага навучання |
Дата |
Клас |
Вучэбны прадмет |
Склад камісіі |
Пасада |
Спецыяльнасць |
Кваліфікацыйная катэгорыя |
|
23 мая |
11 |
Працоўнае навучанне
|
старшыня |
Кузьменкова Т.А. |
настаўнік |
швейная вытворчасць, выяўленчае мастацтва, чарчэнне, народныя мастацкія промыслы |
вышэйшая |
члены камісіі: |
Есіпёнак А.В. |
настаўнік |
тэхналогія швейных вырабаў |
першая |
|||
Раманоўская В.М. |
настаўнік |
праца і чарчэнне |
першая |
свернуть
По завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)–XI (XII) классов учреждений общего среднего образования (далее – УОСО), специальных школ, специальных школ-интернатов, кроме специальных школ, специальных школ-интернатов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (далее – УСО) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» проводится квалификационный экзамен с целью подтверждения учащимися результатов освоения данной образовательной программы. Порядок проведения квалификационного экзамена определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.10.2022 № 367 (далее – Правила проведения аттестации).
Учащиеся XI (XII) классов УОСО (УСО), завершившие освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), сдают квалификационный экзамен. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается свидетельство государственного образца о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего).
Квалификационный экзамен состоит из квалификационной пробной работы, выполняемой в период производственного обучения (производственной практики), и экзамена по результатам теоретического обучения, на который в учебном плане отведено 6 часов.
К экзамену по результатам теоретического обучения допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов.
Учащиеся XI (XII) классов УОСО (УСО) не допускаются к квалификационному экзамену по учебному предмету «Трудовое обучение» в случае, если:
имеют итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» ниже 3 (трех) баллов;
не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы;
имеют пропуски занятий, превышающие 30 и более процентов учебных часов за весь период обучения по учебному предмету «Трудовое обучение».
Во всех перечисленных случаях учащимся выдается справка об обучении (образец заполнения приложение 1).
Образцы свидетельства о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) и справки об обучении определены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274. Согласно пункту 99 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.08.2022 № 274, вышеназванные документы об обучении вручаются персонально учащимся под подпись в книге учета и выдачи документов об обучении.
В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе УОСО (УСО). Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. Отметка по итогам квалификационного экзамена не влияет на отметку, выставленную в аттестат об общем среднем образовании по учебному предмету «Трудовое обучение».
Учащемуся, который по состоянию здоровья освобожден от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», соответственно за четверть, учебный год вносится запись «освобожден(а)», учащийся квалификационный экзамен не сдает.
Для проведения квалификационного экзамена создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек. Квалификационная комиссия утверждается руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), не позднее чем за две недели до начала квалификационного экзамена. Председателем квалификационной комиссии назначается педагогический работник либо специалист иной организации, имеющий высшее образование по соответствующему профилю (направлению) образования и занимающий должность согласно полученной квалификации. Председателем квалификационной комиссии не может быть педагогический работник, участвующий в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся. При реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» по I и II моделям кандидатура председателя квалификационной комиссии согласовывается с учредителем учреждения образования. В состав квалификационной комиссии могут включаться педагогические работники УОСО, УСО, учреждений образования, реализующих программы профессионально-технического, образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования (далее – УВО), иных учреждений образования, на базе которых реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), участвующих в образовательном процессе по профессиональной подготовке учащихся или имеющих образование по соответствующему профилю, а также специалисты других организаций соответствующих видов производственной деятельности с их согласия и по согласованию с руководителем по основному месту работы.
Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Правилами проведения аттестации. Некоторые формы документов, содержащиеся в Правилах проведения аттестации, приведены в соответствии с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и содержатся в данных рекомендациях.
2. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Расписание квалификационных экзаменов составляется заместителем руководителя учреждения образования (руководителем структурного подразделения), утверждается руководителем учреждения образования, осуществляющего реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI)–XI (XII) классов УОСО (УСО) за две недели до их начала и доводится до сведения руководителей УОСО (УСО), которые в свою очередь должны ознакомить с данной информацией учащихся, родителей (законных представителей) учащихся.
2.1. Порядок и правила проведения квалификационной пробной работы
Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. В процессе выполнения квалификационной пробной работы учащиеся должны продемонстрировать степень владения профессиональными знаниями и умениями в самостоятельном выполнении работ в соответствии с требованиями к рабочим (служащим), определяемыми тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, профессиональными стандартами.
С целью подготовки рабочих мест для проведения квалификационной пробной работы, необходимого оборудования и инструмента, сырья и материалов и др. разрабатывается перечень квалификационных пробных работ за месяц до их проведения. Если учащиеся проходят производственную практику в нескольких организациях, то перечень квалификационных пробных работ разрабатывается применительно к каждой из организаций.
На выполнение квалификационной пробной работы предусматривается до 6 учебных часов. Конкретный объем учебного времени, отводимого на выполнение квалификационной пробной работы, определяется в процессе календарно-тематического планирования по учебному предмету «Трудовое обучение».
При разработке перечня квалификационных пробных работ следует учитывать, что работы (задания) должны:
соответствовать требованиям тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик, профессиональных стандартов и содержанию производственного обучения в рамках освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочего (служащего);
отражать специфику содержания трудовой деятельности организации, на базе которой была организована производственная практика учащихся;
обеспечивать нагрузку учащихся в установленное время;
обеспечивать возможность использования прогрессивных форм организации труда, применения новейших инструментов и материалов.
Форма перечня квалификационных пробных работ учащихся и пример ее заполнения приводится в приложении 2.
Перечень квалификационных пробных работ разрабатывается мастером производственного обучения, рассматривается на заседании методической комиссии (методического объединения) и утверждается заместителем руководителя учреждения образования по согласованию с организацией (в случае выполнения квалификационных пробных работ в организации).
Учащемуся, приступающему к выполнению квалификационной пробной работы выдается наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы. Форма наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы с примером ее заполнения представлена в приложении 3.
При заполнении наряда-задания уточняются наименование квалификационной пробной работы, уровень квалификации (разряд, при наличии), норма времени на выполнение квалификационной пробной работы. Выдача наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы, расчет нормы времени производится мастером производственного обучения при участии ответственного лица, проводившего обучение учащихся в организации.
После выполнения квалификационной пробной работы наряд-задание на ее выполнение подписывается руководителем структурного подразделения организации, в которой данная работа выполнялась.
По результатам выполнения квалификационной пробной работы заполняется заключение на квалификационную пробную работу (приложение 4). При этом при заполнении строки «По нормам времени на работу отведено _____ часов» следует учитывать нормы, установленные в наряд-задании на выполнение квалификационной пробной работы.
В строке «фактически затрачено» указывается время, за которое учащийся выполнил квалификационную пробную работу.
При описании производственных показателей, достигнутых учащимся, следует отразить:
степень правильности ведения технологического процесса;
степень самостоятельности выполняемых работ;
выполнение установочных норм (при наличии);
уровень качества выполняемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);
уровень сформированности умений, навыков при выполнении требуемых работ (недостаточный, достаточный, высокий, иное);
соблюдение требований по охране труда, пожарной и экологической безопасности, безопасных методов и приемов работы и др.
2.2. Порядок и правила проведения экзамена по результатам теоретического обучения
На экзамене по результатам теоретического обучения учащиеся должны продемонстрировать знания:
порядка и правил выполнения соответствующих видов работ;
назначения используемых материалов, оборудования, инструмента;
порядка и правил чтения графической документации;
основ охраны труда, пожарной и экологической безопасности и требования к ним;
основ экономики, трудового права, этики и психологии деловых отношений, информационных и коммуникационных технологий с учетом содержания и характера трудовой деятельности.
Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются заместителем руководителя (руководителем структурного подразделения) учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке и разработанных с учетом требований тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, профессиональных стандартов и общих положений ЕТКС, квалификационных характеристик служащих и общих положений ЕКСД.
На проведение экзамена по результатам теоретического обучения отводится не более 15 минут на одного учащегося. Для подготовки к ответу учащемуся отводится не менее 20 минут.
Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2–4 вопроса.
При формулировке вопросов (заданий), включаемых в состав экзаменационных билетов, рекомендуется учитывать, что содержание вопросов (заданий) должно обеспечивать возможность оценки учебных достижений учащихся в таких образовательных областях, как технология, техника, материаловедение, графика, экономика, организация и управление, охрана труда, охрана окружающей среды, основы права, этика и психология деловых отношений, информационные и коммуникационные технологии.
Вопросы и задания должны быть краткими и понятными, исключающими различное их толкование. Приведем примеры неудачно сформулированных вопросов и заданий:
Пример 1. Как измерить глубину отверстия, высверленного в металлической детали?
Вопрос задан недиагностично. Из его содержания не ясно, что должен делать обучающийся: то ли объяснять порядок и правила измерения глубины отверстия, то ли выполнять данную операцию, демонстрируя приемы и последовательность ее выполнения. Правильно данное задание формулируется следующим образом: «Объясните порядок и правила измерения глубины отверстия, высверленного в металлической детали».
Пример 2. Однофазный асинхронный электродвигатель.
И в этом примере формулировка задания недиагностична. Из нее совершенно не ясно, что требуется от обучающегося: высказать самое общее суждение об однофазном асинхронном электродвигателе или осознанно и осмысленно изложить принцип его действия, то ли обосновать возможные неисправности, то ли произвести его разборку и сборку и т. п. Правильными будут следующие формулировки: «Объясните принцип действия однофазного асинхронного электродвигателя», «Какие неисправности в работе однофазного асинхронного электродвигателя могут возникнуть при чрезмерном изнашивании щеток? Ответ обоснуйте».
При формулировке вопросов (заданий) следует опираться на требования к результатам учебной деятельности учащихся, которые установлены применительно к каждой из подтем содержания учебной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Например, в содержании учебной программы профессиональной подготовки рабочих по профессии «Печник» предусматривается изучение темы «Материалы для печных работ». В результате изучения одной из подтем данной темы учащийся должен уметь:
объяснять технологию производства чугуна и стали;
описывать виды стали, основные свойства;
излагать меры защиты металлов от коррозии, виды стальной арматуры и арматурных изделий, закладных деталей и анкерных устройств; описывать сортамент сталей, арматурных холоднотянутых проволок, сварных арматурных сеток и прокатных профилей металла;
объяснять требования стандартов, технические условия на арматурные стали, свойства стали, правила транспортирования, хранения, маркировки, приемки арматурных сталей;
объяснять условные обозначения арматурных сталей на чертежах и спецификациях;
называть вентиляционные детали, трубные прокладки, виды арматурных каркасов и блоков.
Исходя из данных требований, можно предложить следующие формулировки вопросов (заданий) для экзаменационных билетов экзамена по результатам теоретического обучения учащихся:
изложите меры защиты металлов от коррозии;
объясните требования стандартов и технические условия на арматурные стали;
объясните условные обозначения арматурных сталей на чертежах;
назовите вентиляционные детали, виды арматурных каркасов и блоков и др.
Пример оформления экзаменационного билета № 1 по профессии «Швея» приведен в приложении 5.
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
При оценивании результатов квалификационных пробных работ, ответов учащихся на экзамене по результатам теоретического обучения следует использовать «Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету “Трудовое обучение” в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» (приложение 6).
Вследствие того, что квалификационная пробная работа проводится на учебном занятии по производственному обучению, ее выполнение обязательно для всех учащихся, сдающих квалификационный экзамен, с выставлением в журнал отметки за урок. При получении отметки по квалификационной пробной работе ниже трех баллов или ее невыполнении по уважительной (неуважительной) причине учащийся не допускается к сдаче экзамена по результатам теоретического обучения. Таким учащимся предоставляется право повторного выполнения квалификационной пробной работы в срок до сдачи экзамена по результатам теоретического обучения или в иной срок по усмотрению квалификационной комиссии. Решение о повторном выполнении квалификационной пробной работы фиксируется в наряде-задании на выполнение квалификационной пробной работы. При повторном выполнении квалификационной пробной работы выдается новый наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы и оформляется новое заключение на квалификационную пробную работу.
В случае повторного получения по результатам выполнения квалификационной пробной работы отметки ниже трех баллов или повторной неявки без уважительной причины для выполнения квалификационной пробной работы учащийся к экзамену по результатам теоретического обучения не допускается и ему выдается справка об обучении государственного образца.
Отметки, полученные учащимися по результатам выполнения квалификационной пробной работы, объявляются учащимся в день выполнения квалификационной пробной работы.
Перед началом квалификационного экзамена по результатам теоретического обучения квалификационной комиссии представляются следующие документы:
приказ по учреждению образования о допуске учащихся к сдаче квалификационного экзамена;
дневник учета производственного обучения (производственной практики) (приложение 7);
наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы;
заключение на квалификационную пробную работу.
Ответ учащегося на каждый вопрос (задание) экзаменационного билета оценивается отдельно. Экзаменационная отметка каждого из членов квалификационной комиссии определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за каждый вопрос (задание) экзаменационного билета.
Итоговая отметка по результатам квалификационного экзамена выставляется как среднее арифметическое отметок за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.
При определении среднего арифметического отметок необходимо учитывать, что если при округлении чисел первая из отделяемых цифр после запятой меньше 5 (0, 1, 2, 3, 4), то последняя из оставляемых цифр остается без изменений (увеличение не производится). Если при округлении чисел первая из отделяемых цифр после запятой равна 5 и больше 5 (6, 7, 8, 9), то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу.
Если учащийся не ответил по билету (не выполнил тестовое задание), квалификационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету (выполнить другое тестовое задание). При этом в протоколе заседания квалификационной комиссии (приложение 8) за экзамен по результатам теоретического обучения вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает квалификационная комиссия.
Отметки, полученные учащимися по результатам экзамена по теоретическому обучению, итоговые отметки по результатам квалификационного экзамена, решение квалификационной комиссии о присвоении разряда (при наличии) объявляются учащимся в день окончания квалификационного экзамена. Итоги экзамена по результатам теоретического обучения оформляются в экзаменационной ведомости (приложение 9).
Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется возможность его сдачи в срок, определяемый учреждением образования, на базе которого осуществлялась реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Учащимся, не сдавшим квалификационный экзамен в установленный срок без уважительной причины или не получившим положительную отметку по результатам сдачи квалификационного экзамена, предоставляется право повторной сдачи квалификационного экзамена в срок, определяемый учреждением образования, осуществляющим реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Учащиеся, не явившиеся для повторной сдачи квалификационного экзамена без уважительных причин или не получившие положительную отметку по его результатам, считаются не сдавшими квалификационный экзамен. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении государственного образца.
Квалификационный экзамен целесообразно провести до 25 мая текущего учебного года.
Приложение 1
Государственное учреждение образования
(полное официальное наименование учреждения образования, иной организации,
«Средняя школа № 1002 г. Минска»
индивидуального предпринимателя)
СПРАВКА ОБ ОБУЧЕНИИ С № 0000000
Настоящий документ свидетельствует о том, что _ Белова
(фамилия, собственное имя,
Ольга Алексеевна
отчество (если таковое имеется))
осваивал(а) образовательную программу профессиональной подготовки
(образовательная программа)
рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»
по специальности, квалификации (профессии рабочего, должности служащего))
8153-010 «Швея»
(код и наименование специальности, квалификации (профессия рабочего, должность служащего)
_______________________________________________________________________________
профилизации __________________________________________________________________
(наименование профилизации)
с 01 сентября 2021 г. по 25 мая 2023 г. в очной
форме получения образования за счет средств
(бюджета)
Справка выдана в связи с отчислением по завершении обучения,
(основания отчисления,
приказ от 25.05.2023 № 98
дата и номер приказа об отчислении)
За время обучения Белова О. А.
(фамилия, инициалы)
прошел (ла) теоретическую подготовку в объеме |
70 |
уч. часов |
1. Технология швейного производства |
19 |
уч. часов |
2. Оборудование швейного производства |
12 |
уч. часов |
3. Материаловедение |
5 |
уч. часов |
4. Спецрисунок |
6 |
уч. часов |
5. Основы экономики |
4 |
уч. часов |
6. Охрана труда |
7 |
уч. часов |
7. Охрана окружающей среды |
4 |
уч. часов |
8. Основы трудового права |
4 |
уч. часов |
9. Этика и психология деловых отношений |
5 |
уч. часов |
10. Информационные и коммуникационные технологии |
4 |
уч. часов |
прошел (ла) производственное обучение в объеме уч. часов
в том числе производственную практику в объеме уч. часов
Руководитель,
индивидуальный предприниматель _______________ Лагутина О. Н.
(подпись) (фамилия и инициалы)
_________________________________ _______________ __________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
_________________________________ _______________ __________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
М.П.
Город Минск 25 мая 2023 г.
Приложение 2
ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания»
(наименование организации, учреждения образования)
СОГЛАСОВАНО
_________________________ __ ____________ 20__ г. |
УТВЕРЖДЕНО Заместитель руководителя учреждения образования __________________________ __ _____________ 20__ г.
|
(в случае выполнения квалификационной
пробной работы в организации)
ПЕРЕЧЕНЬ
квалификационных пробных работ учащихся класса (учебной группы)
11 класса, осваивающих профессию «Швея» 2 (второго) разряда
№ п/п |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося |
Наименование работы |
Уровень квалификации выполняемой работы (разряд, при наличии) |
1. |
Иванова Мария Петровна |
Изготовление салфетки |
2 разряд |
2. |
Петрова Ирина Ивановна |
Обработка низа изделия и рукавов |
2 разряд |
|
|
|
|
Мастер производственного обучения ____________ Н. А. Сидорова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Председатель методической комиссии
(методического объединения) ____________ О. А. Алексеева
(подпись) (инициалы, фамилия)
Протокол заседания методической комиссии (методического объединения)
№ _______ от ___ _____________ 20___
Приложение 3
ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания»
(наименование организации, учреждения образования)
НАРЯД-ЗАДАНИЕ
на выполнение квалификационной пробной работы
Учащийся Иванова Мария Петровна
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))
Класс (учебная группа) 11 «А» класс
Учреждение образования ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»
(наименование учреждения образования)
Профессия рабочего (должность служащего) 8153-10 «Швея»
18 мая 2023 г.
Наименование квалификационной пробной работы |
Разряд (при наличии) |
Норма времени на выполнение квалификационной пробной работы |
Примечание |
Изготовление салфетки |
2 |
2 часа |
|
Начальник цеха ___________ А. В. Карпов
(должность руководителя структурного подразделения (подпись) (инициалы, фамилия)
организации)
Мастер производственного обучения ____________ Н. А. Сидорова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на квалификационную пробную работу
Составлено 18.05.2023 о том, что учащийся
Иванова Мария Петровна
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))
выполнил(а) квалификационную пробную работу
Изготовление салфетки
(наименование квалификационной пробной работы)
по профессии (должности служащего) «Швея» 2 (второго) разряда
(наименование профессии рабочего, разряд (при наличии), должности служащего)
Самостоятельно выполнила весь комплекс работ, предусмотренный нарядом-заданием на выполнение квалификационной пробной работы.
Осуществляла выполнение обязанностей в рамках соответствующих требований ЕТКС.
(краткая характеристика выполнения работы (в т. ч. правильность и
Соблюдала требования и нормы, предъявляемые к качеству выполнения заданий.
самостоятельность ведения технологического процесса, качественные показатели, умения и навыки работ,
Применяла безопасные методы и приемы работы, соблюдала требования по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды.
соблюдение правил охраны труда и иное), соответствие разряду)
По нормам времени на работу отведено 2 часа,
фактически затрачено 2 часа.
Отметка за квалификационную пробную работу 9 (девять)
(по десятибалльной шкале)
Выполненная квалификационная пробная работа соответствует присваиваемому уровню квалификации (разряду, при наличии) по профессии рабочего (должности служащего) 2 (второму) разряду
по профессии «Швея»
(наименование квалификации рабочего (должности служащего), уровень квалификации)
Руководитель структурного
подразделения организации
ОАО «Кормянский комбинат
(наименование организации,
бытового обслуживания» ______________ А. В. Карпов
учреждения образования) (подпись) (инициалы, фамилия)
Мастер производственного обучения ____________ Н. А. Сидорова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение 5
ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»
(наименование учреждения образования)
|
УТВЕРЖДЕНО Заместитель руководителя учреждения образования __________________________ 20 марта 20 23 г.
|
Класс (учебная группа) 11 «А» класс
Профессия рабочего (должность служащего) «Швея» 2 (второго) разряда
Экзаменационный билет № 1
Учитель
(преподаватель,
мастер производственного обучения) __________ Н. А. Сидорова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Протокол заседания методической комиссии (методического объединения)
№ _______ от ___ _____________ 20___
Приложение 6
Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности
учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»
в X (XI)–XI (XII) классах учреждений общего среднего и
специального образования
Отметка в баллах |
Показатели оценки |
|
Теоретическое обучение |
Производственное обучение |
|
1 (один) |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т. д.) |
Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера) |
2 (два) |
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий |
Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
3 (три) |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу |
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
4 (четыре) |
Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
5 (пять) |
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок |
Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
6 (шесть) |
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок |
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
7 (семь) |
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
8 (восемь) |
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся |
9 (девять) |
Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий) |
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся |
10 (десять) |
Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) |
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности |
Приложение 7
Титульный лист
ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»
(наименование учреждения образования, на базе которого осуществляется
профессиональная подготовка рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»)
ДНЕВНИК
учета производственного обучения
(производственной практики)
Иванова Мария Петровна
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося)
Класс (учебная группа) № 11 «А» класс
8153-010 «Швея»
(наименование профессии рабочего (должности служащего))
Место проведения производственного обучения ОАО «Кормянский комбинат бытового обслуживания»
Мастер производственного обучения от учреждения образования
Сидорова Наталья Александровна
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))
Мастер (инструктор) производственного обучения от организации (предприятия)
Ситник Светлана Ивановна, начальник участка
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), должность)
Начало обучения 12.01.2023 Окончание обучения 18.05.2023
Дата |
Содержание выполняемых учебно-производственных работ |
Уровень квалификации работ (разряд, при наличии) |
Количество часов |
Отметка |
Подпись мастера (инструктора) производствен ного обучения от организации (предприятия) |
Подпись мастера производственного обучения от учреждения образования |
При мечание |
12.01.2023
|
Изготовление столового белья
|
2 |
6 |
7 |
Ситник С. И. |
Сидорова Н. А. |
|
19.01.2023 |
Обработка срезов скатерти
|
2
|
4 |
8
|
Ситник С. И. |
Сидорова Н. А. |
|
|
…… |
|
|
|
|
|
|
18.05.2023 |
Выполнение квалификационной пробной работы
|
2 |
|
|
|
|
|
Приложение 8
ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»
(наименование учреждения образования)
Протокол № 1
заседания квалификационной комиссии
23 мая 2023 г.
О проведении квалификационного экзамена
Присутствовали:
Председатель квалификационной комиссии
И. Л. Смирнова
(инициалы, фамилия)
члены квалификационной комиссии:
М. П. Андреева
(инициалы, фамилия)
И. С. Орлова
(инициалы, фамилия)
А. А. Ткачук
(инициалы, фамилия)
Результаты решения квалификационной комиссии
№ п/п |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося |
Наименование, номер (при наличии) УОСО (УСО)* |
Результаты квалификационного экзамена |
Решение квалификационной комиссии |
Примечание |
|||
Отметка за выполнение квалифика ционной пробной работы |
Отметка по результатам теоретического обучения |
Итоговая отметка |
Профессия рабочего (должность служащего) |
Присвоен ный разряд (при наличии) |
||||
1 |
Иванова Мария Петровна |
ГУО «СШ № 1 г. п. Корма» |
8 (восемь) |
9 (девять) |
9 (девять) |
швея |
2 |
|
2 |
Петрова Ирина Ивановна |
ГУО «СШ № 1 г. п. Корма» |
3 (три) |
1 (один) |
2 (два) |
|
– |
|
3 |
Фролова Ольга Алексеевна |
ГУО «СШ № 2 г. п. Корма» |
5 (пять) |
|
|
|
|
не явился |
*Данные сведения заполняются в случае наличия в классе (учебной группе) учащихся из разных УОСО (УСО).
Председатель
квалификационной комиссии ______________ И. Л. Смирнова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Члены
квалификационной комиссии ______________ М. П. Андреева
(подпись) (инициалы, фамилия)
______________ И. С. Орлова
(подпись) (инициалы, фамилия)
______________ А. А. Ткачук
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение 9
ГУО «Средняя школа № 1 г. п. Корма»
(наименование учреждения образования)
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ № 1
Класс (учебная группа) 11 «А» класс
Профессия рабочего (должность служащего) 8153-10 «Швея»
Председатель квалификационной комиссии
И. Л. Смирнова
(инициалы, фамилия)
члены квалификационной комиссии:
М. П. Андреева
(инициалы, фамилия)
И. С. Орлова
(инициалы, фамилия)
А. А. Ткачук
(инициалы, фамилия)
Дата проведения 23.05.2023
№ п/п |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) учащегося |
Номер экзаменационного билета |
Отметка |
1 |
Иванова Мария Петровна |
3 |
9 |
2 |
Петрова Ирина Ивановна |
6 |
2 |
3 |
Фролова Ольга Алексеевна |
– |
не явился |
… |
………. |
|
|
20 |
……… |
|
|
Количество учащихся, допущенных к сдаче квалификационного экзамена 20 чел.
Количество учащихся, не явившихся на квалификационный экзамен 1 чел.
Председатель
квалификационной комиссии ______________ И. Л. Смирнова
(подпись) (инициалы, фамилия)
Члены
квалификационной комиссии ______________ М. П. Андреева
(подпись) (инициалы, фамилия)
______________ И. С. Орлова
(подпись) (инициалы, фамилия)
______________ А. А. Ткачук
(подпись) (инициалы, фамилия)
свернуть
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі», в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.08.2022 № 287, в учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию рабочего (должность служащего).
Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (статья 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:
I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО (УСО);
II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий;
III модель: организация учебных занятий на базе УССО, учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее – иные учреждения образования).
Приказом Министра образования от 01.06.2023 № 283 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» определен перечень профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения отдельно для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО, а также утвержден примерный учебный план профессиональной подготовки рабочих (служащих) для разработки учебных планов учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки по рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО.
Комплексную методическую поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») (http://ripo.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, разрабатываемым учреждениями образования на основе:
примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов (http://ripo.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников);
содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), профессиональных стандартов.
На основании учебных программ, разработанных учреждением образования, подготавливается примерное календарно-тематическое планирование (далее – КТП), утверждаемое руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). КТП, как правило, содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты. Структура КТП является примерной и может быть изменена (без искажения его сущности и назначения) по усмотрению учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Справка об обучении выдается всем учащимся УОСО (УСО) по завершении освоения ими образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» без дополнительного запроса с их стороны в случаях, когда они не сдали квалификационный экзамен или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (далее – Методические рекомендации).
Типовым учебным планом общего среднего образования в X (XI) – XI (XII) классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе), которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.
Для освоения учащимися УОСО (УСО) образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.
Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретным профессиям рабочих (должностям служащих), реализуемых в учреждении образования, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора профессиональной подготовки по иной профессии рабочего (должности служащего), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится к компетенции руководителей УОСО (УСО).
Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся УОСО (УСО) в рамках предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.
Профессиональная подготовка возможна на протяжении шестидневной рабочей недели. При составлении расписания учебных занятий необходимо обеспечить равномерную нагрузку в течение учебной недели и учебного года, не допускать увеличения продолжительности учебных занятий во все дни недели.
Обращаем внимание, что при проведении занятий в субботу (по всем трем моделям) необходимо предусмотреть организацию питания учащихся в соответствии с законодательством.
Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний, иное) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.
В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства государственного образца учащийся получает справку об обучении.
В случае возникновения объективной необходимости смены учащимся XI (XII) класса осваиваемой профессии при наличии у него в период обучения в Х (XI) классе медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии, а также отсутствии их в XI (XII) классе, смене места жительства, иным причинам возможна реализация нескольких вариантов организации образовательного процесса:
вариант I: при реализации в учреждении образования на III ступени общего среднего образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по родственной профессии содержание учебных программ учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) по данным профессиям на момент перехода отличается не более, чем на 30 %. В этом случае учащийся может продолжить обучение по родственной профессии при ликвидации академической разницы в порядке, установленном учреждением образования, реализующим образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
При условии успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) после выбора новой профессии учащийся может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, по результатам которого может получить свидетельство государственного образца;
вариант II: при отсутствии в учреждении образования на III ступени общего среднего образования подготовки по профессии рабочего (служащего), которую ранее осваивал учащийся, он может быть включен в другую учебную группу (класс), для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в первый год обучения (Х класс для УОСО (УСО), XI класс для УСО). В этом случае по результатам учебного года в аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» и выдается справка об обучении;
вариант III: при наличии у учащегося медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования и при отсутствии возможности предоставить учащемуся право выбора иной профессии рабочего (служащего) на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования УОСО (УСО) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» используется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» (журналы, имеющиеся в наличии, могут использоваться в образовательном процессе).
Прием (зачисление) учащегося X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, X (XI) – XI (XII) классов специальных школ для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на основании его заявления. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем (пункт 13 статьи 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
При организации трудового обучения по I модели:
перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся;
состав групп с указанием класса;
список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.
При организации трудового обучения по II модели:
список учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УОСО (УСО);
список педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.
При организации трудового обучения по III модели:
списки учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных иных учреждений образования;
списки педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.
В иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в классный журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
Предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.
При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены табличной частью типового учебного плана средней школы (школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктом 3 примечаний к данному типовому учебному плану.
При организации трудового обучения по II и III моделям в процессе реализации производственного обучения необходимо осуществлять деление учебных групп на две подгруппы при наличии не менее 8 учащихся в каждой из подгрупп.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, II и III моделям для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 учащихся, для учащихся X (XI) – XI (XII) классов специальных школ, специальных школ-интернатов, XI, XI – XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки специальных школ, специальных школ-интернатов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – 12 учащихся.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся X (XI) – XI (XII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X (XI) – XI (XII) классах рекомендуется руководствоваться следующими примерными критериями оценки результатов учебной деятельности (приложение).
Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения, и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.
В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI (XII) классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.
ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.10.2023 № 367, и Методическими рекомендациями.
Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 25 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.
Для проведения квалификационного экзамена не позднее чем за две недели до его начала создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек, утверждаемая руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при его наличии) по осваиваемой профессии рабочего либо о присвоении соответствующей должности служащего.
Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.
Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.
Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по соответствующей профессии, выдается свидетельство о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) государственного образца.
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X (XI) – XI (XII) классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего.
Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.
Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.
В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.
В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.
Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, центрах компетенций и иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.
В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.
Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии.
Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся).
Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.
Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разработанными и утвержденными в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО.
Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится.
Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования или организациями, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования.
Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования по профессиям рабочих, преподаватель – по должностям служащих.
Темы учебных занятий теоретического обучения отражаются в журнале по 1 учебному часу, темы учебных занятий производственного обучения, как правило, по 2–4 учебных часа.
Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета производственного обучения (производственной практики). Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.
НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в общей части инструктивно-методического письма от 31 июля 2023 г. «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.by) и национальном образовательном портале (https://adu.by)
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
При организации учебного предмета «Трудовое обучение» квалификационные требования по каждой из должностей служащих, занятых в образовании, отражены в Выпуске 28 ЕКСД и в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574.
Повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, которые обеспечивают реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на освоение учащимися X (XI) – XI (XII) классов отдельных профессий, а также проводят факультативные занятия по основам выбора профессии, организуется УО «РИПО», государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», областными и Минским городским институтами развития образования.
На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в X (XI) – XI (XII) классах через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, районных (городских) учебно-методических центров профессионального образования.
О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В 2023 году (с 1 сентября по 31 декабря 2023 г.) реализация III модели профессиональной подготовки может осуществляться в соответствии с Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2022 № 574 (далее – постановление № 574) или Положением о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2022 № 572 (далее – постановление № 572).
С 1 января 2024 года реализация III модели профессиональной подготовки будет осуществляться только посредством сетевой формы взаимодействия в соответствии с постановлением № 572.
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках постановления № 574 до 1 января 2024 г. в соответствии с п. 28 Положения о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, должностям служащих, кроме должностей руководителей и специалистов, утвержденным этим постановлением, оплата расходов по договорам об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе для организации трудового обучения для лиц из числа учащихся X (XI) – XI (XII) классов осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетных сметах УОСО и УСО, иных источников, не запрещенных законодательством.
Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование расходов по реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО и УСО, перечисляются на текущий (расчетный) банковский счет по учету средств от приносящей доходы деятельности иного учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки, в соответствии с заключенным договором.
Стоимость услуги при реализации образовательной программы профессиональной подготовки для слушателей из числа учащихся УОСО и УСО в иных учреждениях образования формируется без учета рентабельности.
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в УССО или иных учреждениях образования в рамках постановления № 572 в соответствии с п. 21 Положения о сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, утвержденного указанным постановлением, финансирование расходов на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки посредством сетевой формы взаимодействия осуществляется за счет средств, предусмотренных УССО или иным учреждениям образования по бюджетной смете.
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО в штат данных учреждений вводится штатная численность учителей и мастеров производственного обучения учреждения образования (далее – мастер производственного обучения) в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (далее – постановление № 22).
Штатная численность учителей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в неделю.
Штатная численность мастеров производственного обучения вводится для производственного обучения согласно постановлению № 22 (пункт 22 таблицы 1, пункт 19 таблицы 2) в зависимости от получаемой профессии:
при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по основам компьютерной машинописи и делопроизводству – из расчета 0,25 штатной единицы на одну учебную группу;
при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по другим профессиям рабочих – из расчета 900 часов производственного обучения в год, предусмотренного учебным планом учреждения образования по профессии на одну штатную единицу.
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УССО в штатное расписание данных учреждений вводится численность преподавателей и мастеров производственного обучения на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2022 № 251 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования».
Приложение
Примерные критерии оценки результатов учебной деятельности
учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение»
в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и
специального образования
Отметка в баллах |
Показатели оценки |
|
Теоретическое обучение |
Производственное обучение |
|
1 (один) |
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий) |
Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера) |
2 (два) |
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий |
Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
3 (три) |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу |
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
4 (четыре) |
Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок |
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера |
5 (пять) |
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок |
Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
6 (шесть) |
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок |
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
7 (семь) |
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера |
8 (восемь) |
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок |
Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся |
9 (девять) |
Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий) |
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся |
10 (десять) |
Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) |
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности |
свернуть